Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. «Сейчас меня в лес вывезут, расстреляют и закопают». Интервью с экс-политзаключенной, которую заставили покинуть Беларусь
  2. Источник «Зеркала»: Директора РНПЦ «Кардиология» хотят уволить с должности. Рассказываем, что удалось узнать
  3. «Мои родители беларусы. Да и я сам беларус». Поговорили с гражданином США, которого дипломаты вытаскивали из СИЗО
  4. В Европе однажды уже пытались умиротворить агрессора, предложив ему часть территории жертвы. Вот как это было и чем закончилось
  5. Власти утвердили документ, который способен вызвать вопросы у населения из-за наличия в стране АЭС
  6. Кажется, США хотят бросить союзников по НАТО без защиты. Но у них перед Европой и юридический, и моральный долг — рассказываем
  7. Этим летом введут еще одно пенсионное изменение. В Минтруда рассказали, для чего придумали новшество
  8. Банки вводят изменения по переводам
  9. Один из банков вводит комиссию по валютным счетам. Для некоторых клиентов она будет составлять 12 000 рублей в месяц (и это не опечатка)
  10. Верховный суд: Несколько десятков тысяч приговоров могут пересмотреть в Беларуси
  11. Трамп назвал Зеленского «диктатором», который втянул США в войну
  12. Вы наверняка слышали о дефиците кадров в стране. Вот наглядный пример, как эта проблема уже негативно влияет на работу одной из отраслей
  13. Лукашенко озадачился работой Wildberries — вызывал к себе владелицу маркетплейса. Результат встречи не заставил себя долго ждать
  14. Эксперты рассказали, как в России формировали делегацию на переговоры, чтобы получить максимальные уступки от Соединенных Штатов
  15. «Вы могли бы заключить сделку»: Трамп обрушился на Украину после переговоров США и России


Красочные фотографии крестьян и купцов, яркие храмы и повседневная жизнь глубинки Российской империи — эти изображения создал первопроходец цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. По личному поручению императора Николая II он проехал тысячи километров, чтобы запечатлеть уникальный быт народов империи — в том числе он фотографировал и Беларусь (несколько десятков фотографии вы можете увидеть тут, в этом тексте публикуются некоторые, самые интересные из них). Издание «Холод» рассказывает историю этого человека.

Сергей Проскурин-Горский. 1912 год. Фото: Library of Congress, commons.wikimedia.org
Сергей Прокудин-Горский. 1912 год. Фото: Library of Congress, commons.wikimedia.org

Сергей Прокудин-Горский родился в 1863 году во Владимирской губернии. Учился в Александровском (бывшем Царскосельском) лицее, позднее — на физико-математическом факультете Петербургского университета и в Императорской Академии художеств. Однако ни одно из учреждений он так и не окончил.

В 27 лет он женился на Анне Лавровой, дочери металлурга Александра Лаврова, который руководил товариществом медеплавильных и сталелитейных заводов. Благодаря тестю он занял должность директора правления семейных предприятий в Гатчине. Примерно в это же время он увлекся фотографией и начал изучать технические аспекты этого искусства.

Вскоре Прокудин-Горский начал выступать с докладами о фотографии в Императорском Русском техническом обществе (ИРТО), а также опубликовал две книги, посвященные техническим аспектам фотодела. В них он подробно разобрал приемы, позволяющие добиваться более качественных снимков даже при ограниченных возможностях техники. В 1900 году его черно-белые снимки представили на Всемирной выставке в Париже.

Достаточно сочетать три цвета

Чтобы глубже разобраться в современных методах, в 1902 году Прокудин-Горский уехал в Германию, в фотомеханическую школу Шарлоттенбурга (сейчас — район Берлина). Там он познакомился с принципами цветной съемки под руководством профессора Адольфа Мите, недавно придумавшего технологию трехцветной естественной фотографии.

Минский Петропавловский собор (теперь в этом восстановленном здании работает Детская филармония). 1912 год. Фото: Сергей Проскурин-Горский, prokudin-gorskiy.ru
Минский Петропавловский собор (теперь в этом восстановленном здании работает Детская филармония). 1912 год. Фото: Сергей Проскурин-Горский, prokudin-gorskiy.ru

Метод Мите строился на теории цветоощущения Джеймса Максвелла, утверждавшего, что для воспроизведения любого цвета достаточно сочетать три основных: красный, зеленый и синий. Снимки делались последовательно через светофильтры, а затем при помощи специального проектора полученные слайды показывали поверх друг друга, воссоздавая полную цветовую палитру.

Однако у технологии были свои недостатки. Во-первых, фотопластинки были недостаточно чувствительны к свету и фиксировали цвета неравномерно: они хорошо передавали синий цвет, но значительно хуже — красный и зеленый, из-за чего оттенки на снимках искажались. Во-вторых, первые цветные фотоматериалы требовали долгое время экспозиции, поэтому фотографы были вынуждены снимать только при ярком освещении, а герои снимков должны были подолгу оставаться неподвижными.

Прокудин-Горский разработал собственный красный сенсибилизатор (специальное вещество, которое делало фотопластинки чувствительными к красному цвету), позволявший передавать цвета более точно и равномерно. Кроме того, ему удалось сократить время фотографирования до 1−3 секунд — раньше съемка одного кадра могла занимать до минуты. В 1906 году одна из газет писала, что метод Прокудина-Горского позволяет делать «моментальные снимки в натуральных цветах, что представляет большой успех, так как до сего времени никем не получено».

Витебск. Юго-восточная часть города. 1912 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский, prokudin-gorskiy.ru
Витебск. Юго-восточная часть города. 1912 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский, prokudin-gorskiy.ru

Вернувшись в Россию, Прокудин-Горский начал применять полученные знания на практике и экспериментировать с трехцветной технологией. Точная дата начала его цветных съемок в Российской империи остается неизвестной, но наиболее вероятным считается 1903 год. Предположительно, тогда, во время поездки по Великому княжеству Финляндскому (современные территории Финляндии, Карелии и Ленинградской области), он сделал первую серию цветных фотографий.

По личному поручению императора

В апреле 1904 года он запечатлел виды Дагестана, в июне отправился с камерой на Черноморское побережье, а в декабре побывал в Лужском уезде Санкт-Петербургской губернии. За год путешествий ему удалось сделать около 400 цветных снимков Кавказа и территорий современной Украины. Позже он планировал выпустить их в виде почтовых открыток, но из-за возникших из-за Первой мировой войны финансовых проблем издатели расторгли контракт с фотографом.

В 1906 году Прокудин-Горский проводил много времени в Европе. Он выступал на научных конгрессах, участвовал в фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Осенью фотограф получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и награду за лучшую работу на конкурсе фотоклуба в Ницце.

Полоцк. Общий вид севево-западной части. Вдали Спасо-Евфросиниевский монастырь. 1912 год. Фото: Сергей Проскурин-Горский, prokudin-gorskiy.ru
Полоцк. Общий вид северо-западной части. Вдали Спасо-Евфросиниевский монастырь. 1912 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский, prokudin-gorskiy.ru

В декабре 1906 года он отправился в новое путешествие — в Туркестан (ныне — южные территории Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана). Его целью было запечатлеть солнечное затмение 14 января 1907 года в горах неподалеку от Сулюктинских копей. Облачная погода помешала съемке, зато Прокудин-Горский сделал множество цветных фотографий Самарканда, Бухары и Голодной Степи (пустыня в Центральной Азии в основном в Сырдарьинской области Узбекистана).

За свою карьеру фотограф успел запечатлеть не только пейзажи, но и портреты известных личностей, среди которых — Лев Толстой и Федор Шаляпин. Причем последнего он сфотографировал в образе Мефистофеля.

После экспедиций фотограф задумался о более масштабном проекте: он хотел запечатлеть всю свою страну, ее культуру и развитие. В мае 1909 года он встретился с императором Николаем II и показал ему свои работы. Цветные изображения настолько впечатлили того, что он поручил фотографу создать серию снимков, отражающих жизнь и быт народов Российской империи.

Для реализации замысла Николай II распорядился оказывать Прокудину-Горскому поддержку «на местах». Фотограф получил специальные документы, дававшие ему право беспрепятственно посещать любые уголки империи. Для поездок по железной дороге ему выделили целый вагон, оборудованный фотолабораторией, для съемок на реках предоставили пароход и моторную лодку, а для работы на Урале прислали автомобиль «Форд», который был тогда большой редкостью.

Полоцк. Софийский собор с левого берега Западной Двины. 1912 год. Фото: Сергей Проскурин-Горский, prokudin-gorskiy.ru
Полоцк. Софийский собор с левого берега Западной Двины. 1912 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский, prokudin-gorskiy.ru

Несмотря на покровительство императора, значительную часть расходов Прокудин-Горский покрывал сам, а экспедиция оказалась нелегкой. В своих дневниках он писал: «Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории вагона, и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если погода была неблагоприятна».

С 1909 по 1916 год Прокудин-Горский путешествовал по регионам Российской империи и Центральной Азии. В своих поездках он снимал городскую архитектуру, храмы, индустриальные объекты и повседневную жизнь обычных людей. Параллельно он работал над изобретением аппарата для цветной киносъемки и обучал летчиков цветной аэрофотосъемке.

Последняя экспедиция

Летом 1916 года он отправился в свою последнюю фотоэкспедицию в России — поехал снимать недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Вскоре произошла Октябрьская революция. Прокудин-Горский решил остаться в стране, став членом оргкомитета только что созданного Высшего института фотографии и фототехники. Однако уже в августе 1918 года он уехал в Норвегию и больше не возвращался на родину.

Спустя год фотографа пригласили работать в Англии. В 1921 году он переехал во Францию и открыл в Ницце собственную фотомастерскую. Позже туда перебралась и его семья. До середины 1930-х годов Прокудин-Горский занимается просветительской деятельностью, планируя создать новый цикл фотографий местных художественных памятников и колониальных территорий, но этот проект ему так и не удалось завершить. Последние годы жизни он провел в Париже, где 27 сентября 1944 года умер.

Минск. Вид города с севера. 1912 год. Фото: Сергей Проскурин-Горский, prokudin-gorskiy.ru
Минск. Вид города с севера. 1912 год. Фото: Сергей Прокудин-Горский, prokudin-gorskiy.ru

За свою жизнь Прокудин-Горский сделал более 4000 снимков. Долгое время они оставались малоизвестными, пока в 2001 году специалисты Библиотеки Конгресса США не восстановили для выставки первые 122 фотографии из своей коллекции, включающей около 2000 работ.

Хотя до 1917 года в России цветной фотографией занимались и другие исследователи, например, Николай Ермилов, Евгений Вишняков, Яков Штейнберг, Николай Петров и Анатолий Трапани, только работы Прокудина-Горского сохранились в таком объеме. Он единственный использовал метод цветоделения Адольфа Мите, тогда как другие предпочитали автохром — более простую, но менее долговечную технологию. Автохром давал зернистые изображения, и со временем снимки выцветали, поэтому большая часть других коллекций не сохранилась до наших дней.

Сегодня известно о 2708 фотографиях Прокудина-Горского, сделанных как в России, так и за ее пределами. Судьба остальных снимков остается неизвестной. По одной из версий, часть цветных фотографий хранилась на его даче и пропала во время Второй мировой войны.